Зачем писать отчет о спортивном походе

В прошлой статье я критиковал формат большинства отчетов о походах. Пора написать о том, как делать их правильно. Поскольку тема обширная, начну с простого — зачем вообще эти отчеты пишутся.



Как бывает

Если на время забыть о правилах оформления, требованиях МКК, архивах, доках и пдфках, мы опустимся на уровень смысла. Зачем вообще спортивная группа или её руководитель рассказывают о своём походе?

Ответ на этот вопрос может быть разным. Приведу несколько примеров в карточках

Поделиться впечатлениями с друзьями 

Цель — поделиться эмоциями от пребывания в горах, показать красивые фотки и крутые перевалы, обсудить в комментариях, собрать лайки.

Задача — сделать интересную заметку. Вы вспоминаете главные байки, дополняете их лучшими фотками, видеозаписями и другим соком. Оформляете так, чтобы было максимально интересно. Выкладываете рассказ в блоге, скидываете своей группе и шарите в соцсетях.

Польза — вы развлекаете читателей и выглядите круто. Увидев ваш пост, кто-то проникнется горами и придёт заниматься. Туристов станет больше.


Такой отчёт не поможет пройти перевал, у него нет такой задачи. Это нормально.

Получить справки 

Цель — выполнить формальные требования МКК, защитить маршрут и получить справку о зачете спортивного похода. Через год отправиться в поход на категорию выше.

Задача — соответствовать минимальным требованиям, не потратить много времени. Вы пишете простое техническое описание, в котором рассказываете все как было: “Встали в шесть, пришли, увидели, победили”. Добавляете к описанию график похода, три десятка основных фотографий и, в принципе, можно нести в печать.

Польза — вы защищаете маршрут и получаете справку. Миру этот отчет не нужен. В нем слишком мало информации, чтобы помочь туристам, и слишком много деталей, чтобы развлечь обывателей.


Такой формат имеет право на жизнь. Не у всех есть время на серьезную работу после похода. Это нормально. Часто такие отчеты описывают маршруты, которые уже ходили ранее. Возможно, их не стоит загружать в общий доступ, чтобы они не мешали искать полезные. Ведь описания на такой маршрут уже есть.

Помочь пройти маршрут 

Цель — помочь следующим группам не совершить ваши ошибки, поделиться лайфхаками, упростить жизнь.

Задача — подробно описать опыт вашего похода и дать советы. Подумайте над тем, что вы могли сделать лучше, и расскажете об этом. Дайте полезные контакты, GPS-координаты важных точек, откорректируйте карту и соберите все полезное, что придёт на ум.

Польза — вы помогаете другим руководителям. Пользуясь вашими материалами, группа строит маршрут и заявляется в МКК. Ваш отчёт сэкономит группе ходовой день, если предостережете от неправильно подсчета времени. Он спасет жизнь, если покажете опасные моменты на перевалах.

Такой формат оптимален по отношению пользы к потраченному времени. К нему можно сделать творческую заметку как на первой карточке. Она привлечёт внимание к отчёту и повысит шанс, что им воспользуются. Кто-то захочет сходить ваши перевалы, увидев, какие они крутые.

Помочь исследовать район 

Цель — собрать материалы, по которым можно построить маршрут, даже если его ещё не ходили. Помочь группам совершить первопрохождение.

Задача — добавить к отчету из предыдущей карточки все, что может оказаться полезным в горах. Вы делаете обзорные панорамы, в описаниях даете текст на соседние цирки и перевалы. Корректируете карту не только по маршруту движения, но и по всей зоне видимости. Перед походом строите гипотезы (“А ходится ли вот этот каньон?”) и проверяете их радиальными выходами.

Польза — вы двигаете горный туризм вперед. Пользуясь вашими материалами, группы открывают новые перевалы и вершины. Ваш отчёт полезен всем, кто окажется рядом с ниткой маршрута.


Такой отчёт универсален. Однако собрать эту кучу материалов так, чтобы лишняя информация не мешалась — довольно сложно. С большой вероятностью вы не определите заранее, что именно пригодится, поэтому готовить придется все. Получится громоздкий экскаватор вместо машины.

Когда вы определите цель отчета — соответствуйте ей. Если задача — развлечь читателя в фейсбуке, не тащите в пост крутизну склона, ходовое время и прочие скучные детали. Если цель — сообщить информацию, не мешайте ее с личными впечатлениями. Не тратьте время на дополнительные разделы, если просто хотите получить справки.

Все, что вы делаете, должно служить цели.


Как будем делать мы

В этом блоге мы пойдем третьим путем. Наша задача — помочь читателю комфортно пройти свой маршрут. Эта идея — фильтр, с помощью которого мы развернем все материалы к пользе.

Делиться полезным
Каждый материал должен пройти проверку: полезен ли он? Помогает ли он сделать прохождение маршрута комфортным? Что можно сделать, чтобы увеличить пользу?

Покажите на высотном графике места, где у вас были проблемы с акклиматизацией. Отметьте в графике движения дни, которые растянулись на несколько. Другие руководители смогут заложить больше времени. Фантазируйте. Жмите максимум пользы из каждой строчки.

Не делиться бесполезным
Создание отчета — собрать нужное и отсеять лишнее. Если не видите пользы в материале, его нужно либо дополнить, либо выкинуть.

Не пишите очевидные вещи потому, что в шаблоне есть такой раздел. Не надо рассказывать, как «удобно и перспективно работать с GPS Garmin» и какую «высокую надежность показали рюкзаки Tatonka» — все и так это знают. Пишите о новом и неизвестном.

Думать о смысле в начале
Когда отчет полезен, его форма отходит на второй план. Ради крутого материала, читатель сделает все: скачает архив, пролистает 30 и даже 800 страниц, сделает пометки карандашом и сохранит в нужном виде.

В удобном оформлении нет ничего сложного. Нужно подумать о сценариях использования и учесть как можно больше. Мы разберёмся с этим в следующих статьях, но не забывайте о главном.

На следующей неделе мы посмотрим на состав отчета. Разберёмся, что в нем должно быть и чего быть не должно. Подберем для каждой части удобный формат. Подпишитесь, если не хотите пропустить.




Подписаться

В Телеграме

Вконтакте 



Читайте также:


Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Алексей Алексеев.

Вы забыли написать, что 1. для оформленных через МКК групп, объем отчета определяет МКК. Если район хорошо изучен и группа не претендует на разряды, можно обойтись устным отчетом. В прочих случаях он должен быть письменным. Однако по решению МКК отчет может быть сокращенным, не полным, только на те участки маршрута, которые представляют интерес для туристов.

  1. Все, идущие в походы пользуются БЕСПЛАТНО информацией своих предшественников. Вполне логично считать отчет долгом перед туристским сообществом с оговорками см. п.1.
  2. Отчет несомненно должен быть полезным. Но еще затраты на его написание должны быть минимальны.
    Мною написана и одобрена Федерацией брошюра «Как писать отчет» (http://automototurizm.ru/wp-content/uploads/Otchety.pdf, http://www.mountain.ru/news/last.php?news_id=9564, http://nkosterev.narod.ru/met/alek_ot.html и др.), где даны формулировки, позволяющие с максимальной точностью без лишней писанины написать отличный отчет. Надеюсь, публикатор обратит на нее внимание.
Сергей Щербина

Алексей, спасибо за комментарий!

Я изучаю все материалы, которые присылают в комментариях и с удовольствием прочитаю вашу брошюру.

Про объем и и условия отчета я написал в строчке «соответствовать минимальным требованиям». Это как раз о том, чтобы не занимало лишнего времени.

Было бы здорово, если бы чувство долга двигало группами во время написания отчета. К сожалению, городская суета часто губит в нас то прекрасное, что раскрывается в горах.

Я верю, что как раз такие материалы, как ваша брошюра или мои статьи в блоге могут вдохновлять делать хорошо.

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter